Право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в Конституции Российской Федерации.
Так, согласно ст. 33 Конституции РФ – граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Перечень государственных органов и органов местного самоуправления в которые гражданин может обращаться в связи с возникающими вопросами, является достаточно широким. Указанные органы могут быть представлены местной администрацией (сельсоветом), управлением социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, управления муниципального имущества, налоговой инспекции, отделом Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и т.д.
Учитывая изложенное, полагаю необходимым довести до сведения жителей города Боготола и Боготольского района правила рассмотрения обращения граждан, установленные действующим законодательством.
Правоотношения, связанные с реализацией конституционного права на обращения, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон), а также другими федеральными законами.
Следует отметить, что законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные ФЗ РФ № 59-ФЗ. Регулирование указанных вопросов органами местного самоуправления Законом не предусмотрено. Внутренними правовыми актами может быть установлен регламент рассмотрения обращений, но только в строгом соответствии с нормами федерального законодательства.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона – письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Несоблюдение данного срока влечет нарушение прав граждан.
Также, специальными законами могут быть установлены сокращенные сроки рассмотрения некоторых обращений. К примеру, согласно ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - избирательные комиссии в период избирательной компании обязаны рассмотреть обращения и дать письменный ответ в пятидневный срок, но не позднее для, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.
Согласно ст. 34 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ», ст. 14 Закона Красноярского края от 25.10.2007 г. №3-626 «Об уполномоченном по правам человека в Красноярском крае» установлен пятнадцатидневный срок рассмотрения обращений Уполномоченного.
В связи с этим, должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления должны неукоснительно соблюдать сроки рассмотрения обращений, а значит своевременно истребовать необходимые документы, проводить проверки, а также принимать меры направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.
Вместе с этим, закон допускает возможность продления срока рассмотрения обращения в исключительных случаях, которыми могут являться объективные причины, препятствующие рассмотрению обращения в установленный срок (длительность проведения проверки, получения документов из других органов по результатам проверок и д.р.). Так, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 12 Закона – срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем государственного органа, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом не более чем на 30 дней. При этом о продлении срока необходимо уведомить гражданина, направившего обращение.
Важное правило рассмотрения обращений закреплено в статье 8 Закона.
Так, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган, должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина о переадресации обращения.
Таким образом, Законом установлен единый семидневный срок для рассмотрения вопроса о компетенции, после истечения которого обращение должно быть рассмотрено государственным органом по существу. Также следует иметь в виду, что законом закреплена возможность пересылки обращения в соответствии с компетенцией только в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, на коммерческие организации не возложена обязанность по рассмотрению обращений граждан, в связи с чем, направленное в такую организацию обращение может быть оставлено без рассмотрения.
Кроме этого, в соответствии с требованиями ст. 8 Закона – запрещено направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
Важно, что гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, в связи с чем, на государственный орган, возложена обязанность давать письменный ответ на письменное обращение гражданина по каждому поставленному вопросу (ст. 10 Закона).
К сожалению, в настоящее время, на практике должностными лицами допускаются нарушения требований комментируемого Закона. Так, в 2012 году должностными лицами органов местного самоуправления (администраций города Боготола и Боготольского района, а также сельских поселений Боготольского района) отдельные обращения граждан не были рассмотрены в установленном законом порядке. По данным фактам нарушений законодательства Боготольской межрайонной прокуратурой были приняты меры прокурорского реагирования, главам указанных администраций внесены представления об устранении нарушений требований закона и недопущении их впредь, а некоторые должностные лица и вовсе привлечены к административной ответственности.
Подобные факты нарушений порядка рассмотрения обращений граждан являются недопустимыми. Граждане, обращаясь со своими проблемами рассчитывают на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Разрешение обращений по существу особенно местными органами власти должно позволить решить многие, возникающие у населения вопросы и, в конечном счете, предупредить дальнейшее обращение граждан в вышестоящие инстанции, правоохранительные органы, органы прокуратуры либо необходимость обращения за судебной защитой.
Боготольский
межрайонный прокурор
юрист 1 класса А.В. Носовец